Маркова Э.В., Потапова Т.А.,
студентки 3 курса методики преподавания
русского языка и литературы
филологического факультета СВФУ,
научный руководитель Желобцова С. Ф. ,
к. ф. н., доцент кафедры теории литературы
и истории русской литературы XX века
Северо-Восточного федерального университета,
г. Якутск
«Поэтика героического в новом якутском кино: по литературному материалу фильмов «Журавли над Ильменем» и « Снайпер-саха»
Зрительский рейтинг нового якутского кино актуализирует научное исследование литературного материла фильмов «Журавли над Ильменем» и «Снайпер-саха», обращенного к теме войны и судьбы человека в ней. Литературный сценарий фильма «Журавли над Ильменем» режиссера Никиты Аржакова, сценариста Егора Неймохова воспроизводит художественный материал повести Егора Неймоховасти. Творческая история создания произведения высвечивает личность и мировоззрение, этапы литературной деятельности Егора Петровича Неймохова народного писателя Якутии, известного российскому читателю. Литературный дебют Е. Неймохова состоялся в 1975 г. Рассказом «Весенний день в Сергеляхе», опубликованном в газете «Эдэр коммунист». Он активно и плодотворно работал в жанрах прозы и кинодраматургии. По мотивам его произведений ( «Схватка», «Взлет», «Случай на озере Сайсары», «Крик») были осуществлены постановки Саха академического театра, народных театров. Следует отметить жанровое многообразие его прозы – повести «Четыре времени года» (2000 г.), «Черная маска» (2002 г.), «Журавли над Ильменем» (2004 г.), «Великий снайпер России» (2009 г.), романы « По лезвию ножа» (2005 г.), «Алампа» (2006, 2009 гг., в двух книгах), «Мужчина и женщина» (2010 г.). Примечателен вклад Е.Неймохова жанра художественного кино в Якутии. Сценарная работа в фильме «Черная маска» участвовала в номинации «Лучшее игровое кино» на Международном кинофестивале детективных фильмов в Москве в октябре 2003 г. Еще одной гранью его креативного творчества является разработка положений, эскизов государственных наград республики – Почетного гражданина Республики Саха (Якутия), ордена «Полярная звезда», государственных премий республики.
Литературный текст воспроизводится в кульминационных моментах, отражая разрушение якутского алааса и судеб людей войной. В центре киномотографического фокуса образом девушки, которая сразу после свадьбы провожает молодого мужа на войну. Особенности поэтики художественного произведения связаны с использованием документальногоматериала, об одном из эпизодов Великой Отечественной войны – сражении за один из древнейших российских городов – Старую Руссу. В 1943 году на озере Ильмень бились с врагом и достойно пали более четырехсот воинов-якутян. Премьера фильма «Журавли над Ильменем» состоялась в канун 60-летия Победы в городе Якутске. Он имел успех не только в России, но и снисходил любовь зарубежного зрителя в Страсбурге, где был показан на кинофестивале по инициативе известного кинокритика Анны Брунсвиг.
В главных ролях успешно дебютировали якутские актрисы Федот Львов, Нюргуяна Михайлова, Илья Данилевский, Марина Слепнева. Ведущую роль психологически точно сыграл артист Львов Федот Федотович, актер Государственного ТЮЗа РС(Я). Партнером ему стал Илья Данилевский по специальности – актер драматического театра и кино. Зритель верит героическим поступкам русского и якутского парней, защищающих свою Родину.
Режиссура Никиты Аржакова была отмечена специальным призом. Следует отметить, что в дальнейшем он закончил высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Э.Лотяну, В.Наумова, А.Добровольского. Трагический пафос сценария нового якутского фильма «Снайпер-саха» четко обозначен представляющем литературный текст сопровождающий титры фильма: «Снайпер-якут, вопреки законам военного времени, сохранил жизнь немецкому мальчику — гитлерюгенду». Непростой сценарий был написан профессионалом-кинематографистом Айсеном Дойду в соответствии с жанровой эстетикой кино XX в., впервые открывшего всероссийскому зрителю драматические страницы войны о подвигах снайперов якутов, внесших свой вклад в великую победу. Известно, что в страшных танковых сражениях на Курской дуге, под Сталинградом первыми стреляли снайперы, попадавшие в обзорную щель, поражая вражеского танкиста метким выстрелом прирожденных охотников. Сценарий Дойду был признан лучшим: «Для меня было важно показать чувства и мысли снайпера, его душевное состояние». Он много и с интересом лично общался с известными якутскими снайперами и идея снять фильм. Сценарист в интервью днями и ночами, в автобусах и за чашкой чая проживал короткие, но героические жизни будущих героев. Сюжет фильма такие основан на реальных событиях военного периода. Героем является снайпер, прототипом которого является герой ВОВ Федор Охлопков. Он родился 3 Марта 1908 года в селе Крест — Хальджай, ныне Томпонского района ( Якутия ), в семье и крестьянина. Образование начальное. Работал в колхозе. С Сентября 1941 года в Красной Армии. С Декабря того же года на фронте. Участник боёв под Москвой, освобождения Калининской, Смоленской, Витебской областей. Поэтика сценария – гуманизм . На экране воспроизводится история якутского снайпера, его любовь и дружба со спасенным немецким мальчиком. В послевоенной жизни старика – охотника. Во многих зрительских откликах отмечается высокий художественный уровень фильму, ставящий посредством знакомства и историей России, республики. «Снапер-саха» можно поставить в один ряд с классикой русского кино о войне «Зори здесь тихие», « В бой идут одни тарики», «Брестская крепость», «9 рота».
Анализ литературного сценария высвечивает эпизоды, непосредственно связанные с отношениями современными России и Германии. Поэтому образ Йоханна Райса, бывший гитлерюгенд – одни из ключевых в системе персонажей. Всю свою «послевоенную» жизнь Райс переживает события войны. Ощущая «вину» и «беду», данную войной и фашизмом, он вновь и вновь возвращается к моменту спасения. Советский снайпер, охваченный жалостью к ребенку, ползущему под обстрелом за водой, не убил его, сохранил жизнь. Райс вылетает в далекую Якутию, чтобы найти ответ на этот главный вопрос человека, выразить свое отношение к войне и миру. Главные роли мастерски исполнили актеры саха театра: Дьулустан Семенов, Спартак Федотов. Обращение к литературному материалу нового якутского кино акцентирует роль и участие в войне представителей малочисленных народов Севера наряду с другими народами победившими фашизм. Фильм репрезентирует экранными средствами характер, психологический портрет воина-якута. В целом фильм в якутском кино представляют собой успешную попытку взять верную интонацию в интерпретации войны, ее забытых и героических страницах.