Петрова Н.И.,
студентка 3 курса отделения рекламы и связей с общественностью
филологического факультета СВФУ,
научный руководитель Виниченко В.А.,
к.п.н., доцент рекламы и связей с общественностью
Северо-Восточного федерального университета,
г. Якутск
Туризм как инструмент продвижения имиджа Республики Саха (Якутия)
В России туризм в последнее время становится одним из актуальных направлений социально-экономического развития страны. В Якутии согласно схеме комплексного развития производительных сил республики до 2020 года туристическая отрасль должна занять ведущие позиции в структуре производства валового регионального продукта, стать одним из наиболее важных стратегических векторов развития сферы услуг, малого и среднего бизнеса, обладающего высокой рентабельностью, конкурентоспособностью среди других регионов и сопредельных стран.
Правительство республики осознает значимость и важность решения поставленной задачи. Ведь развитие туризма стимулирует сохранение культурных традиций, возрождение традиционных ремесел, изучение национальной истории, экономическое развитие отдаленных сельскохозяйственных территорий, рост занятости местного населения в сфере услуг и производстве экологически чистых продуктов питания. Туризм содействует оживлению таких сфер экономической деятельности, как транспорт, связь, торговля, строительство. Кроме того, туризм несомненно можно рассматривать в качестве эффективного инструмента в продвижении и формировании позитивного имиджа Якутии, необходимого в целях укрепления экономики региона и привлечения крупных инвесторов в совместные проекты.
Однако, для успешной реализации задуманного требуется найти оптимальное решение конкретных проблем, тормозящих активное становление данной отрасли: удаленность и высокая стоимость транспортного обслуживания туристов воздушным путем; слабая материально-техническая база (гостиничное, ресторанное хозяйство, система общественного питания на маршрутах); неразвитость инфраструктуры (транспорт, автодороги, аэродромы, речные суда, связь, энергообеспечение мест отдыха); отсутствие достаточного количества профессиональных кадров; недостаточный уровень производства сувениров и туристической атрибутики; отсутствие необходимой нормативно-правовой базы.
В целях преодоления существующих проблем в республике принят ряд важных документов [1], регулирующих правоотношения и определяющих развитие отрасли: Закон «О туризме и туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)», Концепция создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2016 годы». Общий объем финансирования программы составляет 130 млн. рублей.
Отметим, что существующие ресурсы и проектируемые туристические продукты Якутии в достаточной мере соответствуют запросам современных путешественников. Особенности природно-климатических и ландшафтных условий, большое количество малых рек, лыжные и пешеходные маршруты предоставляют широкие возможности для активного туризма: горный туризм, велотуры, сплавы по рекам Лена, Буотама, Синяя.
Малонаселенность, низкий уровень развития промышленности, нетронутость флоры и фауны обуславливает развитие экологического вида туризма. В частности, предлагается маршрут по национальному парку «Ленские столбы» (возраст 530 млн. лет.), внесенного в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО. На территории парка располагается стоянка древнего человека Диринг-Юрях, примерный возраст которой 2,5 млн. лет. Якутские исследователи предполагают, что именно Диринг-Юрях, а не Африка, является местом рождения человечества.
Гости Якутии проявляют неизменный интерес к фольклору, народному творчеству, национальным промыслам, символам религиозно-мировоззренческих установок северных народов, что содействует формированию этнографического туризма. Например, тур в поселок Соттинцы знакомит с культурой коренных жителей Республики Саха – эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей. В краеведческом музее собраны коллекции деревянной посуды и национальной одежды XIX-XX вв., женские украшения, якутские седла, произведения живописи.
Кроме того, увидеть и осмыслить древнюю и самобытную культуру якутов, понять смысл бытия на столь суровой земле возможно, посетив традиционный праздник Ысыах, якутский Новый год, который справляется в день летнего солнцестояния с 21 на 22 июня. Данный праздник олицетворяет встречу лета, пробуждение природы. Во время Ысыаха можно наблюдать проведение древних, священных ритуалов и обрядов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа.
Познакомиться с суровыми климатическими условиями, ощутить на себе знаменитые якутские морозы предлагается туристам во время посещения Оймякона, где зафиксирована самая низкая температура -71,2°С. В марте здесь ежегодно проходит фестиваль «Полюс холода», включающий национальный праздник оленеводов «Бакалдын», гонки на оленьих упряжках, авторалли «Полюс холода», праздничную программу с участием Чысхаана – Хранителя Холода, выставку изделий народных мастеров, дегустацию национальных блюд.
Богатейшие природные ресурсы республики всегда в фокусе внимания путешественников. Якутская алмазоносная провинция считается крупнейшей в России. Бриллианты являются визитной карточкой Республики Саха (Якутии). Поэтому в рамках уникального алмазного тура представлен весь путь от добычи, обработки, сортировки алмазов до их «превращения» в сверкающий бриллиант в ювелирных изделиях. При этом можно принять участие в международном алмазном аукционе, а также посетить презентации эксклюзивных бриллиантов и украшений.
Для привлечения внимания потенциальных потребителей к туристическому продукту и продвижения имиджа Якутии используются различные способы. В основном, это реклама, public relation, интернет, выставки, ярмарки. Не так давно в Москве в ноябре 2012 г. были представлены туристские бренды республики в рамках мероприятий, связанных с празднованием 380-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и 90-летия со дня образования Якутской АССР.
Эффективным инструментом для продвижения позитивного имиджа республики является телеканал «Моя планета», ставший лауреатом премии «Путеводная звезда 2012» в номинации «Лучшее СМИ о туризме». В 2010 г. телеканал вместе с Русским географическим обществом представили проект «Восточная Россия», четырёхсерийный документальный цикл, в котором фильм Анастасии Чернобровиной«Тикси. Территория вечной мерзлоты» рассказывал об Усть-Ленском заповеднике и волшебной природе Якутии в целом. Осенью 2012 г. тележурналист Нина Бакланова в цикле «Страна.ру. Наше все» представила четыре фильма об якутских алмазах, мамонтах, хомусе и Ленских столбах.
Таким образом, в настоящее время республике необходимо активное развитие туризма, который предоставляет широкие возможности для комплексной работы по продвижению позитивного имиджа Якутии, основанного на представлениях о богатейшем природном потенциале, уникальной истории и культуре края, народных традициях и обычаях якутов.
Литература
2. Толстихин О.Н., Винокурова Т.Г. «Туризм на Российском севере. Реалии и перспективы». – Иркутск, 2010. – 320 с.