Харитонов П.С.,
студент 4 курса отделения журналистики
филолологического факультета СВФУ,
научный руководитель Иванова О.И.,
к.ф.н. доцент кафедры русской и зарубежной литературы
Северо-Восточного федерального университета,
г. Якутск
«Тёмная башня» Стивена Кинга – своеобразие произведений,
источники вдохновения и влияние поп-культуры
Темная башня (TheDarkTower), цикл из 8 романов под авторством «короля ужасов» — Стивена Кинга. Эта эпическая сага повествует нам о долгих странствиях Роланда Дискейна – последнего стрелка из «мира, который сдвинулся с места». Он ищет Тёмную Башню – центральную ось Вселенной и средоточие порядка, удерживающее мироздание от падения в бездны хаоса. Сам Кинг называет Тёмную Башню не иначе как magnumopus – то есть великой работой, непревзойденной в своей карьере.
Помимо общей эпичности, проработанности и атмосферы, цикл отличается оригинальным смешением жанров: хоррора, фэнтези, научной фантастики и вестерна, а также постапокалиптики.
Что касается своеобразия данных произведений, то оно исходит из самого литературного мира саги. Мир «сдвинувшийся с места», или Срединный Мир (Mid—world) Роланда, обманчиво напоминает Америку середины XIX века, периода Дикого Запада. Но стрелок в ковбойском одеянии и с револьверами на бедрах здесь – фигура сродни рыцарской, огнестрельное оружие давно стало редкостью, как и бумага, и прочие блага цивилизации – во всем видна деградация и упадок. И, тем не менее, то тут, то там проступают следы невиданных технологий – роботы, компьютеры, сверхзвуковой поезд с искусственным интеллектом.… А также кошмарные последствия великих войн, отгремевших в прошлом – ужасные мутации, руины и исковерканные разрушительным оружием территории. А еще – демоны и призраки, магия, иллюзия и мистика.
Стоит подробно остановиться на вопросе источников вдохновения, а также оммажей и отсылок к поп-культуре. К тому же не стоит забывать, что Кинг писал свой цикл на протяжении трех десятилетий, и в книгах отражены все веянья культуры тех лет.
Собственно, сам автор начинает свою первую книгу «Стрелок» с эпиграфа «Чайлд Роланд к Тёмной Башне пришел». Это строка отсылает нас к одноименной поэме Роберта Браунинга. Поэма повествует о чайлде по имени Роланд, где «чайлд» это термин, обозначающий молодого рыцаря, еще не побывавшего в бою и не получившего шпоры – и о его сюрреалистическом поиске некоей Тёмной Башни. Сам Роберт Браунинг основывает свою поэму на гораздо более древней шотландской сказке «О чайлде Роуланде» — сыне короля Артура, который отцовским мечом Экскалибуром защищает свою сестру от некоего короля Эльфландии. Также Роланд это и герой старинного франкского сказания «Песня о Роланде». Роланд вооружен другим легендарным мечом – Дюрандалем.
Роланд Кинга вооружен двумя легендарными револьверами 45-го калибра с рукоятками из сандалового дерева, выкованных из стали Экскалибура – меча Артура Эльдского. Да – в Срединном мире есть место и легендам о короле Артуре, где он реальная историческая фигура. Стрелки же, законники и хранители Срединного Мира – своеобразные потомки легендарных «Рыцарей круглого стола», а Гилеад, родина Роланда, это аналог Камелота.
Еще одно сильное влияние на литературную основу «Тёмной Башни» внесла другая поэма – «Бесплодная земля» (WasteLand) Томаса Эллиота, чей эпиграф про «страх в горсти праха» присутствует в книге цикла. Яркое произведение модернизма эпохи «потерянного поколения» — именно ему «Тёмная Башня» обязана «местом действия» третьей книги цикла «Бесплодные земли», где в прямом смысле описано место, опустошенное страшной войной. Также в книге «Извлечение троих» можно найти прямую отсылку на гадания по картам Таро и со сходными персонажами.
Сам Кинг в предисловии к переизданию «Стрелка» признается, что ключевое влияние на него оказал «Властелин Колец» Джона. Р.Р. Толкиена – в молодости он был полон амбиций, и ему хотелось написать свою эпическую одиссею. Но фэнтези сеттинг им был отброшен – и он создал свой, прямо во время просмотра фильма «Хороший, плохой, злой» в кинотеатре «Bijou» города Бангор штата Мэн. Эпический вестерн Серджио Леоне подарил «Темной башне» не только основную эстетику, но и главного героя – в Роланде Дискейне без труда опознается «Человек без имени» Клинта Иствуда.
Что же касается поп-культуры, то можно с любопытством проследить движение от «Стрелка» (1982) до «Тёмной Башни» (2004), где от отсылок к спагетти-вестернам 60-70-х годов XX века (общий сеттинг), английскому року (Алый Король/CrimsonKing) и популярному в 80-х ZZTop (VelcroFly – музыка из безумного города Лад) происходит переход к «Гарри Поттеру», Звездным Войнам и комиксам про «Фантастическую четверку» («Волки Кальи»).
Литература
1. Кинг С. Стрелок. Из цикла «Темная башня» // Предисловие (издание дополненное и переработанное автором) – АСТ., 2005. – С. 3-25.
2. Браунинг Р. Чайлд Роланд к Темной Башне пришел // Оригинал и два варианта переводов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stephenking.ru/texts/child_roland/child_roland.html
3. Бесплодная земля: Избранные стихотворения и поэмы / Пер. А. Сергеева. —
М.: Прогресс, 1971. – С. 188
4. Официальный сайт Стивена Кинга о «Темной башне» // [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.stephenking.com/darktower/discordia.html