Никонова Н. И.

 

 

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА «ДЕТВОРА» В 5 КЛАССЕ

 

DEVELOPMENT OF ANALYTICAL ABILITIES ON THE EXAMPLE OF STUDYING OF THE STORY OF A.P. CHEKHOV «CHILDREN» IN 5 CLASS

 

Н. И. Никонова

N. I. Nikonova

 

 

В статье рассмотрены особенности развития аналитических умений при изучении эпических произведений в 5 классе (на примере анализа рассказа А.П. Чехова «Детвора»). Необходимо качественно и систематично организовывать постижение теоретико-литературных понятий (герой, сюжет, композиция, образ автора, рассказчик и др.) с целью воспитания квалифицированного читателя.

 

The article touches upon development of analytical skills while reading epic stories in 5th form (Chekhov «Detvora»). It is necessary to organize theoretical and literature terms ( plot, character, composition, author) to have qualified reader.

 

Ключевые слова: аналитические умения, диалогический характер, творческое мышление, эпическое произведение.

 

Key words: analytical skills, dialogue, epic story.

 

Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. А ее специфика как учебной дисциплины отображается в ее ярко выраженном диалогическом характере, близости к искусству, области наиболее действенного приобщения школьников к духовным реалиям отечественной и мировой культуры – все это определяет ее важнейшее место в системе гуманитарного образования в школе.  

      В основе самого процесса обучения литературе лежит организация системы учебных действий, призванных создать на уроке наиболее эффективные условия для социального, познавательного, духовного, личностного и коммуникативного развития ребенка. Применительно к литературному образованию это такие учебные действия, как самопознание, ценностное самоопределение, построение собственного и художественного смысла, развитие творческого мышления, рефлексия. Все эти и многие другие умения развиваются на уроке литературы в процессе разных видов деятельности, важнейшей из которых является аналитическая. Анализ художественного произведения остается наиболее сложным этапом изучения текста, как для учителя-словесника, так и для школьника, тем более в 5 классе. С одной стороны, это строго логическая и рациональная процедура, направленная на разложение текста, выделения в нем, осмысления и описания тех художественных приемов, которые формируют смысл. С другой стороны, именно в процессе анализа произведения важно использовать такой методический инструментарий, который бы позволил сохранить ребенку свежесть и эмоциональность первых впечатлений от прочитанного, углубить их и возвысить до осознанного эстетического переживания художественного смысла. И это требует от учителя-словесника и глубокого знания своего предмета, и высокого уровня мастерства, и особенной культуры чтения текста глазами профессионального читателя.

В плане отображения специфики литературы ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей. В школьной программе эпические произведения занимают большое место как по числу названий, так и по количеству часов, которое отводится на их изучение.

Эпосрод литературы, цель которого – восприятие внешней по отношению к автору действительности объективного хода событий, где «автор является как бы простым повествователем того, что совершается само собой» (В.Г.Белинский). В эпосе писатель не прямо, а опосредованно  говорит о своих чувствах, об отношении к героям. Он выражает их в картинах окружающего мира, выступая сам,  как рассказчик или передавая эту роль другому лицу. Автор организует эпический текст – сюжет, отсюда в анализе надо идти по логике событий, выстроенной автором, составляя картинный план или рисуя сюжетную цепочку.

Большое значение в работе над эпическим произведением имеет осмысление финала произведения, ведь в том, как автор завершает сюжет, проявляются его главные позиции в оценке героев и их поступков. Чтобы читатели поняли роль и значение финала произведения, можно предложить учащимся закончить произведение.

Идея – главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы героев, завершает в сюжете их судьбы определенным образом. Она, запрятанная в тексте, извлекается из него при анализе произведения. Путь к пониманию смысла произведения лежит через его анализ. Но смысл нельзя выделить и сформулировать: он растворен в художественном произведении, опредмечен в форме, и открыть его чаще всего можно только в том случае, если рассматривать художественный текст «изнутри», с точки зрения его поэтики

Анализируя эпический текст, читатели идут вслед за автором, по сюжету, двигателем которого является герой. Его образ складывается из описания внешности, поступков, мотивов и последствий поступков, т.к. в произведении герой не один, дети, следуя по сюжету, фиксируют появляющиеся образы героев в виде кружочков, а стрелками отмечают их отношения. В итоге у детей появляется схема«система образов», в которой представлена структура произведения, что помогает ученикам увидеть героев, разобраться в их взаимоотношениях и выйти на идею произведения.

На примере рассказа А.П.Чехова «Детвора» можно выделить  ключевые аналитические умения:

         умение размышлять над прочитанным;

         умение выделять в тексте главное;

         умение выделять главных героев, размышлять над их характеристиками и поступками;

         умение давать свою характеристику героям;

         умение находить авторский замысел, его отношение к героям через детали.

На уроке выводится идея произведения из анализа системы образов, при этом делается акцент на развитие аналитических умений по работе с образом-героев.

Читая рассказ, дети выстраивают систему образов, отмечая появляющихся героев и давая им краткую характеристику. В рассказе шесть главных действующих лиц, для каждого из которых существует своя цель игры в лото. В ходе работы на доске вместе с нами учащиеся выстраивают схему, на которой выстраивается иерархия действующих лиц в рассказе:

         Гриша – 9 лет – деньги

         Аня – 8 лет – самолюбие

         Соня – 6 лет – процесс игры

         Алеша – карапуз – внимание к себе

         Андрей – кухаркин сын – арифметика игры

         Вася – гимназист 5 класс – вовлечен в азарт игры;

Анализируя отношения героев, учащиеся выделяют ключевые слова в характеристике героев.  В результате работы получается, что Гриша – азартный лидер и на равной позиции с гимназистом Васей. Девочки Аня и Соня по своей женской натуре добры, одалживают копейки мальчикам. Андрей, кухаркин сын, по иерархии равен с маленькими детьми: дерется с карапузом Алешей и ревет вместе с ним и Соней.

В конце урока выводится идея рассказа: автор показывает мир детей еще не испорченной действительностью.

Таким образом, развитие аналитических умений на примере изучения рассказа «Детвора» А.П.Чехова способствует общему и литературному развитию ученика, способствует формировании системы специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.

 

Литература

 

1.     Курдюмова Т.Ф. Литература, 5 класс. Методические рекомендации для учителя. —  М., Академия, 2001.

2.     Лазарева В.А. Принципы и технология анализа художественного текста на уроках «Литературного чтения». —  М., 2003.

 

 

Никонова Надежда Ильинична — доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *