Виниченко В. А., Дербенева К. А.

PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«КРАСНЫЙ КРЕСТ» В Г. ЯКУТСКЕ

 

PR-ACTIVITY OF UNCOMERCIAL ORGANIZATION «RED ROOD» IN YAKUTSK  

 

В. А. Виниченко,  К. А. Дербенева

V. A. Vinichenko,  K. A. Derbeneva

 

В статье актуализируется проблема низкой активности PR-деятельности некоммерческих организаций. Дано определение такого инструмента PRкак специальное мероприятие, приведена их классификация. Представлены практические материалы по PR-деятельности некоммерческой организации «Красный Крест» в г. Якутске.

 

In article it’s said about problelm of low activity PR uncommercial organizations. Taking the definition of such a PR tool as a special event, given their classification. Provides practical material about  PR-activitiy of uncommercial  organization «Red Rood» in Yakutsk.

 

Ключевые слова и фразы: некоммерческая организация, PR-деятельность, специальные мероприятия.

Keywords: uncommercial  organization, PR-activity, special events.

 

В настоящее время технологии «паблик рилейшнз» используются не только в политике и бизнесе, но и в некоммерческой деятельности. Успешность работы некоммерческой организации все больше зависит от позитивного отношения к ней разных групп общественности, поэтому оганизованная, систематическая PR-деятельность становится ее стратегическим ресурсом.

Согласно Федеральному закону некоммерческая организация в качестве основной цели своей деятельности не имеет извлечение прибыли и  ее распределение между участниками предприятия. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания  благотворительной помощи.

Существуют следующие формы некоммерческих организаций: общественные и религиозные объединения; некоммерческие партнерства, учреждения;автономные; социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации, союзы и др.

Основным инструментом по связям с общественностью, который используется некоммерческими учреждениями, является организация специальных мероприятий, позволяющих добиться широкого освещения деятельности организации в средствах массовой информации.

А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина [1, 2010: 173] понимают под   специальным мероприятием «спланированное мероприятие (событие, акция), инициированное базисным субъектом PR и направленное на достижение прагматических коммуникативных целей данного субъекта, способствующее приращению его паблицитного капитала». При этом коммуникативные цели могут быть разными: создание информационного повода для средств массовой информации; формирование имиджа; привлечение внимания различных групп общественности; информирование о деятельности компании (изменения в структуре организации, запуск новых технологий, внедрение нового товара и т.д.).

Е.М. Бортник [2, 2002] в зависимости от тематики выделяет следующие  виды специальных мероприятий: спортивные события (турнир, соревнования, марафон); зрелища и конкурсы (шоу, спектакли, научные ярмарки, фестивали, выставки, парады, фотоэкспозиции, творческие вечера); праздничные события (связаны с гражданскими, культурными и религиозными праздниками); события-достижения (шествия, автоколонны, церемонии открытия); исторические события (дни рождения, основания, создания (субъекта PR), юбилеи); представительские события (приемы, банкеты, фуршеты, вручение наград); события по сбору средств (благотворительные ярмарки, выставки, спортивные мероприятия).

И.В. Алешина [3, 2006: 74] условно классифицирует специальные мероприятия следующим образом: информативные, имеющие точно определенную задачу передачи информации для достижения более высокой активности и восприимчивости целевой аудитории (презентации, премьеры, открытия, корпоративный праздник и т.п.); рабочие (или образовательные), где происходит обмен информацией, опытом, обсуждаются актуальные проблемы современности (выставки, конференции, семинары, круглые столы и т.п.); инсценированные, символические, созданные исключительно для привлечения внимания массмедиа и широкой публики в целях создания паблисити (посвящения, посадка деревьев и т.п.); досуговые, ориентированные на организацию свободного времени; предполагают сильное эмоциональное воздействие (конкурсы, концерты, фестивали и т.п.).

Представители некоммерческих организаций России проводят специальные PR-мероприятия достаточно активно, так как это позволяет заявить о себе и привлечь внимание бизнес- и госструктур, экспертного сообщества, СМИ; подробно рассказать об основных направлениях деятельности; найти потенциальных спонсоров; услышать  различные мнения по актуальным вопросам; получить экспертную оценку путей достижения целей и задач; организовать совместный поиск и выбор оптимальных решений социальных проблем с потенциальными партнерами; привлечь и заинтересовать местное население. 

В Якутске существует немало некоммерческих организаций, в деятельности которых должны активно использоваться различные инстументы связей с общественностью. Однако, данные организации уделяют недостаточно внимания вопросам продвижения своих идей среди городского населения. Для исправления сложившейся ситуации необходимо активизировать PR-деятельность, которая  поспособствует актуализации социальных проблем и повысит уровень информированности различных групп общественности по поводу деятельности организации среди населения республики.

«Красный Крест» – старейшая благотворительная организация Якутии, созданная для реализации идей гуманизма и сострадания к людям, а также содействия органам государственной власти и местного самоуправления в гуманитарной деятельности. Была открыта еще в 1879 году и имеет солидную историю и опыт успешной работы уже более 130 лет.

Деятельность регионального отделения «Российского Красного Креста» время от времени освещается в местных СМИ. Изредка информационные материалы публикуются в газете «Эхо Столицы», но в основном распространяются через интернет-порталы республики («SakhaLife», Якутское-Саха информационное агентство «ЯСИА», Интернет-газета «SakhaPress.Ru», Федеральный информационны портал «SakhaNews» и т.д.).

Такая  слабая работа со средствами массовой информации приводит к тому, что большинство местного населения не понимают, зачем эта организация нужна, чем именно она занимается в Якутии, каковы ее цели и задачи. Существует уверенность, что основная деятельность проводится на международном уровне и все ресурсы организации направлены на поддержку других стран мира (беднейших, нуждающихся, пострадавших от природных и технических катастроф, войн и т.п.).

Хотя главная задача якутского регионального отделения «Российского Красного Креста» — помощь и содействие социально-незащищенным слоям населения республики. Стабильное положение и успешная работа отделения обеспечена финансовой поддержкой со стороны общественных организаций Якутии и ее Правительства.

Отметим, что в отличие от якутского отделения «Красный Крест» в России ведет обширную внутреннюю и внешнюю деятельность по связям с общественностью. Приоритетными видами деятельности являются: поддержание фирменного стиля и символики, в том числе уставная деятельность; лоббирование (разработка и обеспечение принятия Закона, регламентирующего деятельность «Российского Красного Креста» на территории Российской Федерации); широкое информирование о миссии, целях, концепции реализации работ объединения; привлечение разнообразных ресурсов (гранты от зарубежных и/или международных организаций и фондов, членские взносы, пожертвования частных лиц и др.); разработка и выпуск печатной продукции (журнал «РоКК» («Российское общество Красного Креста»), издается с 1923 года; бюллетень «Новости Красного Креста», различные пособия и др.); освещение деятельности через электронные ресурсы (официальный сайт, электронная почта, организация сообществ в социальных сетях, участие в блогах, информационное сотрудничество с другими порталами); работа с добровольцами; организация и продвижение социальных проектов; проведение массовых мероприятий (концерты, акции и пр.); аутрич-работа (англ. outreach – внешний контакт) – форма продвижения услуг, предоставляемых медицинскими службами и общественными организациями, в целевое сообщество; поддержание учебно-методического центра в виде музея (проводятся обзорные и тематические экскурсии, лекции и семинары, которые составляют важное звено в системе гуманитарного воспитания молодого поколения, а также проводятся традиционные встречи с ветеранами и добровольцами); проведение семинаров, тренингов.

Якутское региональное отделение «Российского Красного Креста» лоббирует интересы организации в государственных органах местной власти. Сделаны конкретные шаги по пути расширения социального партнерства, установлены тесные контакты с депутатами «Ил Тумэн», Якутской Городской думы, с местными меценатами. Кроме того, отделение занималось организацией и проведением PR-мероприятий, направленных на решение некоторых социальных проблем, которые мы рассмотрим ниже.

В 2010 году якутское региональное отделение стало участником акции, проводимой «Российским Красным Крестом» и ООО «Альтфарм» (г. Москва) по оказанию помощи онкологическим больным после проведении курсов химиотерапии. В итоге республика получила на безвозмездной основе 100 упаковок дорогостоящего лекарства «Ондансетрон», который обладает противорвотным эффектом и облегчает самочувствие больных. 20 января 2010 года председатель якутского отделения передал ценный подарок главному врачу Якутского республиканского онкологического диспансера, который выразил огромную благодарность и подчеркнул значимость деятельности «Красного Креста» в получении данного препарата.

В том же году была организована акция, направленная на профилактику простудных заболеваний среди местного населения. Мероприятие состоялось 16 июля 2010 года при поддержке и содействии «Российского Красного Креста». Состоялся выезд представителей организации во главе с председателем И.П. Луцканом в управление здравоохранения города Якутска, где безвозмездно были переданы 1000 упаковок лекарственного профилактического препарата от гриппа на общую сумму более 60 тысяч рублей. Через неделю якутский «Красный Крест» передал еще 500 упаковок  одной из муниципальных больниц города.

Якутское региональное отделение «Российского Красного Креста» также проводит PR-мероприятия в поддержку домов и школ-интернатов, детских домов. Рассмотрим их подробнее.

Совместно с общественной организацией «Юность Якутии» 10 июля 2009 года было проведено мероприятие для Якутской специальной (коррекционной) школы-интерната № 28, в ходе которого ребята-школьники проводили различные игры и конкурсы для детей с вручением призов отличившимся. В конце мероприятия дети получили в качестве подарков мячи, книги, развивающие игры, наборы для рисования, сладости. В процессе акции было налажено сотрудничество с такими организациями города, как ОАО «Мегафон», Окружная администрация города Якутска, Якутское региональное отделение ВПП «Единая Россия».

21 июля 2009 года была организована акция «Все лучшее детям», которая прошла на летней даче Якутского специального (коррекционного) детского дома «Берегиня». Дети радостно встретили гостей и каждого волонтера называли «мамой» и «папой». Мероприятие было проведено совместно с общественной организацией «Юность Якутии». Детям подарили книги, наборы для рисования, канцелярские принадлежности, игровые домики. Все это было приобретено за счет пожертвований, а также при поддержке ОАО «Мегафон».

Якутское отделение «Российского Красного Креста» сотрудничает с Профсоюзом студентов Северо-Восточного федерального университета. Совместно проводились мероприятия для помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей и находящихся в детских домах города Якутска. Помимо материальной поддержки, устраивались игры, конкурсы и концерты с вручением подарков детям.

При организации мероприятий якутское отделение неоднократно обращалось к творческой студии «Автобус радости», которая помогала устраивать праздники для детей. Например, 21 июля 2010 года была проведена акция «Открой свое сердце – помоги детям!», в результате которой организаторы посетили детский лагерь «Труд», где отдыхали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей из Якутской специальной (коррекционной) школы-интерната №28. Перед детьми выступил председатель «Красного Креста» Якутии, после чего начали свое выступление ребята из творческой студии. Они пели песни, танцевали, импровизировали, а также играли с детьми и проводили конкурсы, победителям которых вручали подарки. Больше часа длился этот небольшой концерт, подаривший детям фейерверк радостных эмоций. После развлекательной программы было сделано несколько фотографий с довольными детьми на память.

Продолжением данной акции стала поездка в парк воспитанников Якутского специального (коррекционного) детского дома «Берегиня». В рамках акции «Открой свое сердце – помоги детям!» ребята смогли бесплатно прокатиться на развлекательных аттракционах Городского центрального парка культуры и отдыха.

Для поиска спонсорской поддержки якутский «Красный Крест» обращался к разным коммерческим организациям города. В итоге материальную помощь оказали магазин детских товаров «Антошка» (ИП Лыков П.А.), магазин «Стройматериалы» (ИП Гриневич Л.Г.), торговый дом «Экстра» (ИП Прокопьев Е.К.) и магазин «Подписные издания» (ООО «Якутский книжный дом»).

Благотворительная акция «Как в -40°С дарить тепло?» была организована 9 февраля 2012 года в преддверии праздника Дня святого Валентина для детей из специальной (коррекционной) школы-интерната №34. Первая часть была посвящена истории праздника. После были проведены разнообразные конкурсы. В конце мероприятия были вручены подарки, предоставленные канцелярским магазином «Акварель».

Якутское отделение «Красного Креста» не обходит своим вниманием  и актуальную проблему борьбы со СПИДом. Традиционно проводятся мероприятия, посвященные 1 декабря – Всемирному дню борьбы со СПИДом.

В 2009 году был представлен сайт по проблеме борьбы со СПИДом с бесплатным доступом для пользователей городского интернета, на котором есть возможность задать вопросы, познакомиться с интересными материалами и предложить идеи.

В апреле 2010 года был проведен автопробег «Россия: Мы должны жить долго», организаторами которого выступили Республиканский Центр СПИД, Якутское региональное отделение «Российского Красного Креста» при финансовой поддержке Комитета по делам семьи и детства при Президенте РС(Я). В рамках данной акции были представлены современные видеоматериалы, передвижная выставка «Маршрут безопасности».

29 ноября 2010 года в культурном центре Северо-Восточного федерального университета прошла молодежная акция, приуроченная к Всемирному Дню борьбы со СПИДом. Среди гостей были заведующий отделом профилактики, исполнительный директор Якутского Регионального отделения «Российского Красного Креста» Е. Кононов, старший оперуполномоченный по особо важным делам Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по РС(Я), председатель «Красного Креста» Якутии И. Луцкан, представитель Якутской Епархии отец Алексий, а также с докладом выступили студенты медицинского института. В начале гостям показали видеофильм «Я и мое будущее», в котором совершенно разные люди рассказывали о своей болезни. Во время акции участникам была изложена в доступной форме информация о СПИДе и о способах заражения этим опасным заболеванием. Также всем пришедшим гостям раздавали специальные буклеты и значки. Кроме того, был организован кабинет, где можно было сдать кровь на анализ СПИД.

Таким образом, мы можем заключить, что региональным отделением якутского «Красного Креста» при государственной и спонсорской поддержке совместно с различными заинтересованными учреждениями были проведены различные мероприятия, среди которых акции по оказанию помощи онкологическим больным, мероприятия по профилактике простудных заболеваний и СПИДа, благотворительные акции по поддержке детского дома,  школ-интернатов и дома-интерната для престарелых и инвалидов. Однако, их количество и разнообразие оставляет желать лучшего. Уровень активности PR-деятельности организации недостаточный, требующий приложения более интенсивных усилий специалиста по связям с общественностью.

Для активизации деятельности организации нами был разработан план PR-мероприятий на текущий 2013 год, представленный в таблице №1.

Таблица №1

Дата проведения

Место проведения

Наименование мероприятия

7.03.2013 г.

Якутский дом-интернат для престарелых, ветеранов и инвалидов (Якутская, 8)

«Тепло наших сердец близким» — благотворительная акция

15.05.2013 г.

Якутский дом-интернат для престарелых, ветеранов и инвалидов

«Салют Победы» — концерт, приуроченный ко Дню победы

1.06.13 – 30.08.13

Детские дома, школы-интернаты г.Якутска

«Здравствуй, лето!» — серия мероприятий

1.12.13

 

День борьбы со СПИДом

Декабрь

Дома престарелых

«Теплая зима» — новогодние празднования

Декабрь

Детские дома, школы-интернаты г.Якутска

«Согреем зиму добротой» — новогодние концерты

В настоящий момент уже реализована благотворительная акция «Тепло наших сердец близким», посвященная 150-летию гуманитарной деятельности Международного Красного Креста.

В адрес отделения поступило письмо от Якутского дома-интерната для престарелых, ветеранов и инвалидов, в котором была просьба об оказании помощи в организации мини-типографии и оранжереи. Якутское отделение «Российского Красного Креста» обратилось за помощью к предпринимателям города через Департамент предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта Окружной администрации Якутска и нашлись те, кто предложил благотворительную помощь. Это был магазин «Цветы», расположенный возле кинотеатра «Центральный», подаривший дому-интернату цветы в горшочках.

Во время празднования 8 марта в доме престарелых и инвалидов этот подарок, а также подарочный фотоальбом, изданный ограниченным тиражом, посвященный юбилею Победы в Великой Отечественной войне, были переданы постояльцам данного дома.

В настоящий момент якутскому отделению «Российского Красного Креста» необходимо расширять горизонты сотрудничества, интенсифицировать PR-деятельность в целях повышения уровня информированнности местного населения о направлениях работы организации, расширять свой опыт проведения различных мероприятий, выходить на новый уровень партнерства с бизнес- и госструктурами, привлекать новые аудитории при помощи использования новейших PR-технологий.

 

Литература

 

1. Кривоносов А.Д. Основы теории связей с общественностью / А.Д.Кривоносов, О.Г.Филатова, М.А.Шишкина. – СПб., 2010. — 384 с.

2. Бортник Е.М., Э.М. Коротков, Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью / под редакцией Э.М. Короткова. — М., 2002. — 128 с.

3. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина. – М., 2006. – 480 с.

 

Виниченко Вера Афанасьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Дербенева Кристина  — студентка 5 курса отделения рекдламы и связей с общественностью филоолгического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *