Габышева М. М.

Функционирование атрибутивных конструкций

в художественном тексте

 The attributive designs artistic text

М. М. Габышева

M. M. Gabysheva

 

В данной статье показали некоторые особенности функционирования сложноподчиненных предложений с присубстантивно-атрибутивными придаточными в произведениях А.П. Чехова. Все предложения данной группы в текстах писателя богаты различными смысловыми оттенками и используются как яркое средство выразительности.

 

This article revealed some peculiarities in the operation of complex sentences with prisubstantivno-attributed phrases in the works of Anton Chekhov.All listings of this group in the texts of the writer are rich in different semantic nuances and used as a clear means of expressiveness.

 

Ключевые слова и фразы: атрибутивные отношения, придаточные атрибутивные, коррелят, контактное слово, союзное слово.

 

Keywords: attributive subordinate relationship, attributive, correlate, contact the floor, Federal floor.

 

Атрибутивные отношения – это такие отношения, при которых слова со значением лица, предмета, явления в составе предложения объединяются со словами, указывающими на качество или признак, внутреннее или внешнее их свойство. Например:  свежее утро, спящий ребенок, изделие из золота, яйцо всмятку, желание путешествовать; Нас зовут дальние страны; Все выпускники, закончившие школу в прошлом году, поступили в высшие учебные заведения страны; Это был человек, чья жизнь прошла в постоянных разъездах (Пауст.).

Как видно из примеров, атрибутивные отношения находят свое выражение в словосочетании, в простом (неосложненном/осложненном), сложном предложениях. Атрибутивы конкретизируют связь между главным (определяемым) словом и зависимым (определяющим) компонентом.

Собственно определительные отношения довольно часто обогащаются дополнительными оттенками значений: притяжательными, сравнительными, уподобительными, различного рода обстоятельственными и т.д. Например: детские стихи, наши достижения, ошибка по невнимательности, соседний дом, летняя погода, улицы города. Университет дал ей образование, какого она нигде не получила бы. У ребенка такие способности, каких нет ни у кого в классе.

Рассмотрим подробнее определительные отношения на уровне сложного предложения, конкретно в сложноподчиненном предложении (на примере произведений А.П. Чехова). В сложноподчиненном предложении определительные отношения отражают связь какого-либо определенного лица, предмета или явления и его определения, представленного в придаточной части.

Отличительной  особенностью сложноподчиненного предложения с придаточной присубстантивно-атрибутивной является то, что в главной части называется какое-либо существительное (или субстантивированное слово), а придаточная часть определяет контактное слово-существительное в главной части. Другими словами, придаточная часть распространяет опорное слово-существительное (или субстантивированное слово) в главной части и реализует его валентность. Например:

1.      В уездном городе N-ске, в казенном коричневом доме, где, чередуясь, заседают земская управа, мировой съезд, крестьянское, питейное, воинское и многие другие присутствия, в один из пасмурных осенних дней разбирало наездом свои дела отделение окружного суда (Ч.).

2.      Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай .).

3.      Обратимся к науке, которую вы, как чиновник почтового ведомства, вероятно, любите (Ч.).

4.      Немного погодя нянька сворачивает с бульвара и вводит Гришу в большой двор, где есть еще снег (Ч.).

5.      Колпаков, который был без сюртука и в туфлях, вскочил и вопросительно поглядел на Пашу (Ч.).

6.      Зотов сделал вид, что не обращает на нее внимания (Ч.).

Как известно, в художественной речи сложноподчиненные предложения используются авторами в том случае, когда необходимо передать мысли и чувства во всех подробностях, деталях, неторопливо и спокойно. Придаточные присубстантивно-атрибутивные в языке художественной литературы используются как одно из ярких средств выразительности: они выполняют роль эмоционального, образного эпитета (определения).

В рассказах и повестях А.П. Чехова, в отличие от других типов придаточных, превалируют, по нашим наблюдениям,  придаточные определительные. Они представлены во всех трех известных синтаксической науке подтипах (присубстантивно-выделительные, присубстантивно-качественные и -распространительные) и использованы очень широко и удачно, точно.

 

 

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

Присубстантивно-атрибутивные придаточные

Атрибутивно-выделительные

Атрибутивно-качественные

Атрибутивно-распространитель

ные

Организационная диаграмма

 

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными, выражающими атрибутивно-выделительные отношения. В таких предложениях придаточная часть распространяет сочетание существительного с препозитивным указательным местоимением-коррелятом ТОТ, выступающим в роли выделительных частиц, и присоединяется союзными словами-скрепами какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда. Коррелят может быть факультативным. Предложения данной группы строятся по следующей распространенной модели (к – коррелят):

 

[+/- к  +  существительное], (союзное слово)

 

Рассмотрим несколько примеров из произведений А. Чехова: 

1.                 Он напоминает ей о том ветре, который ревел нам тогда на горе, когда она слышала те четыре слова, и лицо у нее становится грустным, грустным, по щеке ползет слеза (Ч.).

2.                 Фендриков похолодел и стал ждать с тем страхом, который так хорошо известен всем подсудимым и экзаменующимся впервые (Ч.).

3.                 Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть (Ч.).

4.                 То счастье, которое когда-то на Неглинном представлялось мне возможным только в романах и повестях, теперь я испытывал на самом деле, казалось, брал его руками (Ч.).

5.                 Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими (Ч.).

Парадигма в этом подтипе свободная. Ср.: Люди, которые легко говорят, обыкновенно трудно понимают (В. Ключевский) – Те люди, которые легко говорят, обыкновенно трудно понимают. Или ср.: Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть/ Матушка природа есть та книга, которую надо читать и видеть.

По примерам видно, что антецедент ТОТ сигнализирует, что за ним следует существительное, обозначающее единичный предмет. Придаточная часть называет отличительные особенности этого предмета.

В сложноподчиненных предложениях, выражающих атрибутивно-распространительные отношения, придаточное передает дополнительную информацию о предмете (или лице), названном в главной части, при этом опорное слово в ней всегда существительное с определенным значением (автосемантичное), не нуждающееся в конкретизации, детализации, уточнении. Корреляты тот, такой в таких предложениях невозможны, неуместны. Предложения такой группы строятся по следующей схеме:

 

 [ — к  +  существительное], (союзное слово)

 

Например: Он провел доктора через переднюю большую залу, где темнел черный рояль и висела люстра в белом чехле <…> (Ч.). Пахло резедой, табаком и гелиотропом, которые еще не успели отцвести на клумбах (Ч.). Бедняжка Таня, у которой по вечерам болела голова от непривычки жить в городе, давно уже спала и изредка в бреду произносила какие-то бессвязные фразы (Ч.).

Структурной особенностью сложноподчиненных предложений с придаточной атрибутивно-качественной является реальное или потенциальное наличие антецедента ТАКОЙ. Местоимение-коррелят сигнализирует, что опорное слово-существительное (субстантивированное слово) обозначает в данном случае класс/группу предметов, объединенных каким-либо общим признаком, придаточная же часть называет такой признак.  Предложения строятся по следующей схеме:

 

[+/- к  +  существительное], (союзное слово)

 

Например:

1.                 Вероятно, я отказал ей таким тоном, который не допускал дальнейших разговоров о деньгах (Ч.).

2.                 А в конце у меня были такие четыре страницы, что можно было совсем не читать, и я рассчитывал их выпустить (Ч.).

3.                 То вдруг нахлынет такая радость, что хочется улететь под облака и там молиться богу (Ч.).

4.                 Он занят и делает вид, что не замечает вошедшего (Ч.).

5.                 Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать (Ч.).

Для коррелята ТАКОЙ характерно сочетание с союзными скрепами КАКОЙ, КОТОРЫЙ, КОГДА, ЧТО. Предложения атрибутивно-качественные, построенные по модели такой – какой содержат описательное обозначение отдельного предмета/понятия как представителя класса, не называя непосредственно того признака, на основании которого данный предмет объединяется с другим: Это был такой умелец, какого теперь не найти.

В предложениях с сочетанием такой – который дается прямое обозначение признака, отличающего данный класс предметов: В помощники ему нужен такой человек, который говорил бы хорошо по-английски.

Сложноподчиненные предложения с присубстантивно-атрибутивными придаточными используются Чеховым как средство выразительности при описании человека, его жизнедеятельности, его внешности. Много предложений, описывающих чувства и настроение человека. Многочисленную группу составляют предложения с описанием природы, местности. Чехов при помощи атрибутивных предложений раскрывает величие, красоту и могущество русской природы, трепетное отношение к ней.

Таким образом, в данной статье показали некоторые особенности функционирования сложноподчиненных предложений с присубстантивно-атрибутивными придаточными в произведениях А.П. Чехова. Все предложения данной группы в текстах писателя богаты различными смысловыми оттенками.

 

 

 

Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.  

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *