Функционирование атрибутивных конструкций
в художественном тексте
The attributive designs artistic text
М. М. Габышева
M. M. Gabysheva
В данной статье показали некоторые особенности функционирования сложноподчиненных предложений с присубстантивно-атрибутивными придаточными в произведениях А.П. Чехова. Все предложения данной группы в текстах писателя богаты различными смысловыми оттенками и используются как яркое средство выразительности.
This article revealed some peculiarities in the operation of complex sentences with prisubstantivno-attributed phrases in the works of Anton Chekhov.All listings of this group in the texts of the writer are rich in different semantic nuances and used as a clear means of expressiveness.
Ключевые слова и фразы: атрибутивные отношения, придаточные атрибутивные, коррелят, контактное слово, союзное слово.
Keywords: attributive subordinate relationship, attributive, correlate, contact the floor, Federal floor.
Атрибутивные отношения – это такие отношения, при которых слова со значением лица, предмета, явления в составе предложения объединяются со словами, указывающими на качество или признак, внутреннее или внешнее их свойство. Например: свежее утро, спящий ребенок, изделие из золота, яйцо всмятку, желание путешествовать; Нас зовут дальние страны; Все выпускники, закончившие школу в прошлом году, поступили в высшие учебные заведения страны; Это был человек, чья жизнь прошла в постоянных разъездах (Пауст.).
Как видно из примеров, атрибутивные отношения находят свое выражение в словосочетании, в простом (неосложненном/осложненном), сложном предложениях. Атрибутивы конкретизируют связь между главным (определяемым) словом и зависимым (определяющим) компонентом.
Собственно определительные отношения довольно часто обогащаются дополнительными оттенками значений: притяжательными, сравнительными, уподобительными, различного рода обстоятельственными и т.д. Например: детские стихи, наши достижения, ошибка по невнимательности, соседний дом, летняя погода, улицы города. Университет дал ей образование, какого она нигде не получила бы. У ребенка такие способности, каких нет ни у кого в классе.
Рассмотрим подробнее определительные отношения на уровне сложного предложения, конкретно в сложноподчиненном предложении (на примере произведений А.П. Чехова). В сложноподчиненном предложении определительные отношения отражают связь какого-либо определенного лица, предмета или явления и его определения, представленного в придаточной части.
Отличительной особенностью сложноподчиненного предложения с придаточной присубстантивно-атрибутивной является то, что в главной части называется какое-либо существительное (или субстантивированное слово), а придаточная часть определяет контактное слово-существительное в главной части. Другими словами, придаточная часть распространяет опорное слово-существительное (или субстантивированное слово) в главной части и реализует его валентность. Например:
1. В уездном городе N-ске, в казенном коричневом доме, где, чередуясь, заседают земская управа, мировой съезд, крестьянское, питейное, воинское и многие другие присутствия, в один из пасмурных осенних дней разбирало наездом свои дела отделение окружного суда (Ч.).
2. Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай (Ч.).
3. Обратимся к науке, которую вы, как чиновник почтового ведомства, вероятно, любите (Ч.).
4. Немного погодя нянька сворачивает с бульвара и вводит Гришу в большой двор, где есть еще снег (Ч.).
5. Колпаков, который был без сюртука и в туфлях, вскочил и вопросительно поглядел на Пашу (Ч.).
6. Зотов сделал вид, что не обращает на нее внимания (Ч.).
Как известно, в художественной речи сложноподчиненные предложения используются авторами в том случае, когда необходимо передать мысли и чувства во всех подробностях, деталях, неторопливо и спокойно. Придаточные присубстантивно-атрибутивные в языке художественной литературы используются как одно из ярких средств выразительности: они выполняют роль эмоционального, образного эпитета (определения).
В рассказах и повестях А.П. Чехова, в отличие от других типов придаточных, превалируют, по нашим наблюдениям, придаточные определительные. Они представлены во всех трех известных синтаксической науке подтипах (присубстантивно-выделительные, присубстантивно-качественные и -распространительные) и использованы очень широко и удачно, точно.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Присубстантивно-атрибутивные придаточные |
Атрибутивно-выделительные |
Атрибутивно-качественные |
Атрибутивно-распространитель— ные |
Сложноподчиненные предложения с придаточными, выражающими атрибутивно-выделительные отношения. В таких предложениях придаточная часть распространяет сочетание существительного с препозитивным указательным местоимением-коррелятом ТОТ, выступающим в роли выделительных частиц, и присоединяется союзными словами-скрепами какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда. Коррелят может быть факультативным. Предложения данной группы строятся по следующей распространенной модели (к – коррелят):
[+/- к + существительное], (союзное слово)
Рассмотрим несколько примеров из произведений А. Чехова:
1. Он напоминает ей о том ветре, который ревел нам тогда на горе, когда она слышала те четыре слова, и лицо у нее становится грустным, грустным, по щеке ползет слеза (Ч.).
2. Фендриков похолодел и стал ждать с тем страхом, который так хорошо известен всем подсудимым и экзаменующимся впервые (Ч.).
3. Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть (Ч.).
4. То счастье, которое когда-то на Неглинном представлялось мне возможным только в романах и повестях, теперь я испытывал на самом деле, казалось, брал его руками (Ч.).
5. Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими (Ч.).
Парадигма в этом подтипе свободная. Ср.: Люди, которые легко говорят, обыкновенно трудно понимают (В. Ключевский) – Те люди, которые легко говорят, обыкновенно трудно понимают. Или ср.: Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть/ Матушка природа есть та книга, которую надо читать и видеть.
По примерам видно, что антецедент ТОТ сигнализирует, что за ним следует существительное, обозначающее единичный предмет. Придаточная часть называет отличительные особенности этого предмета.
В сложноподчиненных предложениях, выражающих атрибутивно-распространительные отношения, придаточное передает дополнительную информацию о предмете (или лице), названном в главной части, при этом опорное слово в ней всегда существительное с определенным значением (автосемантичное), не нуждающееся в конкретизации, детализации, уточнении. Корреляты тот, такой в таких предложениях невозможны, неуместны. Предложения такой группы строятся по следующей схеме:
[ — к + существительное], (союзное слово)
Например: Он провел доктора через переднюю большую залу, где темнел черный рояль и висела люстра в белом чехле <…> (Ч.). Пахло резедой, табаком и гелиотропом, которые еще не успели отцвести на клумбах (Ч.). Бедняжка Таня, у которой по вечерам болела голова от непривычки жить в городе, давно уже спала и изредка в бреду произносила какие-то бессвязные фразы (Ч.).
Структурной особенностью сложноподчиненных предложений с придаточной атрибутивно-качественной является реальное или потенциальное наличие антецедента ТАКОЙ. Местоимение-коррелят сигнализирует, что опорное слово-существительное (субстантивированное слово) обозначает в данном случае класс/группу предметов, объединенных каким-либо общим признаком, придаточная же часть называет такой признак. Предложения строятся по следующей схеме:
[+/- к + существительное], (союзное слово)
Например:
1. Вероятно, я отказал ей таким тоном, который не допускал дальнейших разговоров о деньгах (Ч.).
2. А в конце у меня были такие четыре страницы, что можно было совсем не читать, и я рассчитывал их выпустить (Ч.).
3. То вдруг нахлынет такая радость, что хочется улететь под облака и там молиться богу (Ч.).
4. Он занят и делает вид, что не замечает вошедшего (Ч.).
5. Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать (Ч.).
Для коррелята ТАКОЙ характерно сочетание с союзными скрепами КАКОЙ, КОТОРЫЙ, КОГДА, ЧТО. Предложения атрибутивно-качественные, построенные по модели такой – какой содержат описательное обозначение отдельного предмета/понятия как представителя класса, не называя непосредственно того признака, на основании которого данный предмет объединяется с другим: Это был такой умелец, какого теперь не найти.
В предложениях с сочетанием такой – который дается прямое обозначение признака, отличающего данный класс предметов: В помощники ему нужен такой человек, который говорил бы хорошо по-английски.
Сложноподчиненные предложения с присубстантивно-атрибутивными придаточными используются Чеховым как средство выразительности при описании человека, его жизнедеятельности, его внешности. Много предложений, описывающих чувства и настроение человека. Многочисленную группу составляют предложения с описанием природы, местности. Чехов при помощи атрибутивных предложений раскрывает величие, красоту и могущество русской природы, трепетное отношение к ней.
Таким образом, в данной статье показали некоторые особенности функционирования сложноподчиненных предложений с присубстантивно-атрибутивными придаточными в произведениях А.П. Чехова. Все предложения данной группы в текстах писателя богаты различными смысловыми оттенками.
Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.