Габышева М. М., Кайдалова-Осипова О. A.

К вопросу о методике поэтапного формирования речевых умений

при изучении безличных предложений в якутской школе

 

To the question of how the gradual formation of vocal skills while studying the impersonal sentences in Yakutsk school

 

 

М. М. Габышева,  О. A. Кайдалова-Осипова

M. M. Gabysheva,  O. A. Kaydalova-Osipova

 

 

В статье рассматриваются проблемыи методикаформирования речевых умений при изучении односоставных безличных предложений в якутской школе.

 

This article discusses the problem and methods of forming speech skills in examining proposals of impersonal mononuclear Yakutsk school.

 

Ключевые слова и фразы: односоставное предложение, безличное предложение, коммуникативная ситуация.

 

Keywords: odnosostavnoe, offer an impersonal sentence, communicative situation.

 

Целью изучения безличных предложений в школе является формирование умения пользоваться безличными конструкциями, соотнося их с коммуникативной ситуацией.Обучение данным конструкциям должно основываться на многообразии форм и способов функционирования их в речи.

Многогранное по своему содержанию, оно формируется на основе базовых умений, связанных с разными аспектами работы по развитию речи, с одной стороны, – это правильное употребление безличных предложений в устной и письменной речи, с другой – коммуникативно-целесообразное использование с учетом речевой ситуации.

К базовым умениям, лежащим в основе формирования конечного умения – умения пользоваться безличными предложениями, относятся:

1) умение    отличать безличные конструкции от двусоставных    и других типов односоставных предложений (научить учащихся выделять   грамматические   основы   безличных   и   смешиваемых конструкций; определять способы выражения и типы сказуемых;  распознавать  безличные     предложения среди смешиваемых по формальным показателям; определять грамматическое значение безличных предложений; распознавать   безличные   предложения   среди  смешиваемых  по грамматическому значению; выделять       структурно   необходимые   второстепенные   члены безличных предложений);

2) умение правильно употреблять безличные предложения. Умение правильно употреблять  безличные предложения невозможно  сформировать без умения определять смысл (информативная наполненность) данных конструкций:

— состояние природы и окружающей среды;

— психическое и физическое состояние живого существа;

— действие косвенного субъекта, стихийной силы;

— состояние, обусловленное отсутствием чего-либо;

— состояние как результат совершившегося действия;

    значение   оценки   действия   в   конструкциях   с   примыкающим инфинитивом;

   модальные  значения:   долженствование,   приказ,   необходимость, возможность,      невозможность,     раздумье,      сомненье,     желательность, нежелательность, неизбежность действия;

3) умение употреблять безличные предложения целесообразно (с учетом типа и стиля речи).

Обратимся к последнему пункту. Надо обратить внимание учащихся на то, что умение целесообразно употреблять безличные предложения имеет в основе следующие умения:

1. определять функции безличных предложений в разных стилях. Так, в ЯХЛ – создание экспрессивности, художественной образности, чувственно-наглядного       изображения       действительности;       выражение неосознанности,    немотивированности,    непроизвольности    возникающих действий и состояний; в   научном   стиле – создание   обезличенности,   подчеркнутой логичности изложения; в   официально-деловом   стиле – создание   обезличенности   и предписывающего характера изложения; в  публицистическом   стиле – создание эмоционально-экспрессивной окраски с целью воздействия на читателя, выражение волеизъявления и эмоциональной оценки, проявление личного отношения автора к предмету речи; в разговорной речи – создание разговорной образности, эмоциональности, непроизвольности, стихийности возникающих действий и состояний.

2. определять        стилистическую        принадлежность        безличных предложений на основе базовых умений:

— оценивать речевую ситуацию;

— определять стиль речи;

— определять значения безличных предложений;

— соотносить их со стилем речи;

3.    оценивать    коммуникативную    целесообразность    употребления безличных предложений на основе базовых умений:

— анализировать речевую ситуацию;

— определять значения и стилистическую принадлежность безличных предложений;

— производить синонимическую замену;

4. обосновывать      выбор      безличных      предложений      из      ряда синонимичных, оценивая их с точки зрения стилистической принадлежности;

5. редактировать текст с неуместным использованием безличных предложений.

В условиях поэтапного формирования знаний, умений и навыков все речевые умения последовательно проходят через этапы мотивации, ориентировочной основы действия, внешней речи, сворачивания и переноса.

«Этап мотивации преследует цель создания у обучаемых внутренней убежденности в необходимости усвоения языкового материала» [1, 1993: 10]. Поэтому для формирования мотивационной основы действия целесообразно употреблять безличные предложения, эффективен на наш взгляд, прием создания речевых ситуаций, позволяющий раскрыть практическую значимость формируемых умений. Например: «Представьте себе, что Вам необходимо написать отзыв (о любимой книге для читательской конференции; в газету на интересную статью; по тексту, данному на ЕГЭ), в котором следует поделиться впечатлениями, чувствами». Возникающие тут же вопросы: Как писать? В каком  стиле?  Какие  языковые  средства использовать?   будут побуждать учащихся к поиску ответа.

Возможно использование другой ситуации: «В нашей школе, в рамках Недели русского языка, проходит конкурс сочинений «Современное состояние русского языка». Участники конкурса должны выразить свое отношение к  проблемам  русского языка, рассказать о том, что их особенно тревожит, дать оценку сложившейся ситуации, предложить свои меры по охране  языка. А победить в этом конкурсе вам поможет использование безличных предложений». Вопросы: Почему именно безличные предложения? Какие из них выбрать? Как построить такой текст? В каком стиле писать? будут являться критерием сформированности мотивации.

Речевая ситуация может быть приближена к обычным учебным условиям, повседневной речевой практике учащихся.  

На этапе мотивации умения употреблять безличные предложения в соответствии с условиями речевой ситуации следует показать выразительные возможности безличных конструкций, которые нужно правильно и уместно употреблять. С этой целью учащимся предлагаются тексты из произведений художественной литературы. Например: Свежеет, и блеск вечера меркнет… быстро падает синеватый сумрак летней ночи, точно кто незримо сеет его; в лужках уже холодно, как в погребе, и резко пахнет росистой зеленью, только изредка повевает откуда-то теплом… в сумерках мелькают придорожные лозинки, и на них, нахохлившись, спят вороны… А на востоке медленно показывается большая голова бледного месяца. (И.А.Бунин)

Анализируя под руководством учителя отрывок, учащиеся отметят роль безличных предложений в создании особой, чувственно воспринимаемой картины природы. Учитель, обратив внимание учащихся на то, что не все безличные предложения могут быть заменены равнозначными по выразительности синонимичными конструкциями, должен, желательно вместе с учениками, сделать вывод о необходимости использования данных конструкций. При изучении темы у школьников должно наблюдаться появление интереса к безличным конструкциям, желание узнать об их выразительных и функциональных возможностях.

Следующим этапом формирования умений является этап ориентировочной основы действия и представление ее в виде конкретного способа действия. На  данном этапе  учащимся могут быть предложены тексты разных стилей.  Например, на наш взгляд, следующие типы текстов и задания к ним:

Текст 1. В этих местах можно отчетливо почувствовать живительную необходимость воды на земле. Увидеть, как все живое укрепляется возле воды.

Но чуть дальше по течению река как будто останавливается. Вода затягивается ряской, как в старом озере. И уже нельзя назвать это место рекой. Это «море», образованное плотиной. Считать ли благом эти «моря» — дело спорное. Но очень уж тоскливо смотреть на это произведение рук человеческих. А смотреть надо! Надо задуматься над тем, что ждет нас в будущем, если мы будем так бесцеремонно обращаться с реками.

Текст 2. Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) «Об установлении национального Дня здоровья» и в целях пропаганды и формирования здорового образа жизни:

1.Провести декаду «От здоровой семьи к здоровому обществу».

2.  Утвердить состав республиканского организационного комитета по проведению декады.

3.  Возложить на Комитет по делам семьи и детства координацию проведения декады.

Задания к тексту:

— прочитайте тексты, определите стиль каждого;

— найдите  безличные предложения, укажите их значения и способы  выражения сказуемого;

— выражению каких стилевых черт служат безличные предложения в публицистической и официально-деловой речи?

— чем отличаются безличные   предложения, использованные в этих стилях?

Таким образом, можно с учениками проанализировать разностилевые и разножанровые тексты.  

Для выявления особой изобразительной и эмоционально-экспрессивной функции безличных предложений в ЯХЛ могут быть использованы такие приемы, как:

— выявление стилевых черт ЯХЛ, ярко  проявляющихся благодаря использованию безличных предложений;

— выявление функции безличных предложений в ЯХЛ;

— определение  возможных дополнительных значений, допустимых в ЯХЛ.

В качестве языкового материала приемлемы следующие тексты:

Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах

густ, сладко приторен и нежен. Сквозь мглу видно все. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. А когда восходит луна, ночь становится бледной и темной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж: и тепел, всюду хорошо видно, и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна…

Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей

жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни.   (А.П.Чехов)

По ходу анализа текстов учащимся предлагается заполнить таблицу, в которую они записывают стили речи, соответствующие им значения и функции безличных предложений, способы выражения главного члена. Эта таблица   становится ориентировочной основой действия целесообразно употреблять безличные предложения в речи.  

Итак, при    формировании    и    совершенствовании    речевых   умений, связанных с изучением  безличных предложений, используются специальные приемы, способствующие      осознанному      употреблению      безличных предложений в речи.

 

Литература

 

1.      Совершенствование  обучения русскому языку на основе  поэтапного формирования умений и навыков учащихся. Сборник статей. Якутск, 1993.

 

Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.  

Кайдалова-Осипова Ольга Анатольевна студентка 6 курса отделения методики преподавания русского языка и литературы с дополнительной специальностью теория и история художественной культуры филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *