ПОСТИЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ –
ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА В 10 КЛАССЕ)
COMPREHENSION OF THE AUTHOR’S POSITION —
IMPORTANT COMPONENT OF FORMATION
THE READERS’ COMPETENCE
(A. P. CHEKHOV’S STORIES IN THE 10TH FORM)
Д. Д. Жирков
D. D. Zhirkov
В статье показаны отдельные фрагменты уроков из системы обучения учащихся постижению авторской позиции как важной составляющей формирования читательской компетенции.
The article shows the fragments of the lessons of learning of students for comprehension of the author’s position as an important part of the formation of the reading competence.
Ключевые слова: читательская компетенция, авторская позиция, заглавие произведения, художественная деталь, Чехов.
Key words: readers’ competence, the author’s position, the title of the Literature work, artistic detail, Chekhov.
В условиях современного мира школа должна вооружить ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни. Эти способы овладения знаниями – общеучебные умения и навыки. Поэтому цель образования сегодня – развитие личности, готовой к самообразованию, саморазвитию. Одним из путей к решению данной проблемы является формирование читательской компетенции, важной составляющей которого является постижение авторской позиции.
Формируемые у учащихся теоретико-литературные понятия выступают как средство освоения текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начал. Рассмотрим отдельные приемы обучения учеников постижению авторской позиции на примере изучения рассказов А.П. Чехова в 10 классе.
Заглавие произведения аккумулирует в себе его смысл, стилистику и поэтику, выступает смысловым сгустком текста и может рассматриваться как своеобразный ключ к постижению авторской позиции. Поэтика заглавия программирует сеть ассоциаций у читателя, оказывая влияние на возникновение и усиление читательского интереса, либо гасит этот интерес.
Чехов мастерски использовал все богатство лексических и синтаксических средств языка для того, чтобы сразу ввести читателя в атмосферу повествования. В характере заголовков проявились основные черты поэтики Чехова: интерес к повседневной деятельности, умение увидеть в обыденном глубинные процессы жизни, ее подводные течения, кажущаяся бесстрастность изложения материала, предоставление читателю возможности самому сделать вывод из прочитанного, простота, емкость, афористичность речи, творческое развитие традиций своих предшественников.
На занятиях по изучению рассказов А.П. Чехова мы обращали внимание учащихся на поэтику заглавия, с целью раскрытия позиций писателя в сочетании с собственными раздумьями учащихся, выявления общечеловеческого значения и глубины чеховских идей о духовности и нравственности. Урок «Раздумья о Вечном (Рассказ «Студент» А. П. Чехова)» завершили рассмотрением смысла названия. Ученикам было предложено попытаться раскрыть смысл заглавия рассказа «Студент», сравнить его с первоначальным вариантом «Вечером». Подбирая ассоциативный ряд к словам «вечер» и «студент», школьники отметили «мрачность» первого (были названы такие ассоциации как темнота, закат, неизбежность, гибель света) и совсем противоположную «светлость» второго (молодость, энергия, знания, развитие, будущее). Прозвучало мнение, что первоначальное название «Вечером» «ограничено рамками» — указывает лишь на время действия, а «Студент» — позволило автору выйти на философское осмысление рассказа.
После обмена взглядами школьникам были предложены трактовки заглавия литературными критиками, к которым они должны были высказать свое отношение: А. А. Белкин считает заглавие рассказа, как и его первый вариант, нейтральным; А.Ф. Захаркин полагает, что заглавием рассказа Чехов хотел поставить «акцент на молодости, свежести»; М.Л. Семанова видит родство обоих вариантов в том, что в них «обозначено определенное, именно переходное состояние: от дня к ночи, от молодости к зрелости».
Другим не менее важным приемом выражения авторской позиции являются художественные детали.
Мастерство А.П. Чехова заключается в том, что он умел отбирать материал, насыщать небольшое произведение большим содержанием, выделять существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя. Чехов придавал детали большое значение, считал, что она «возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя», который о многом должен догадываться сам.
На уроке изучения рассказа «Ионыч» учащимся было предложено проследить эволюцию Старцева через художественные детали, выраженные в портрете главного героя, его речи, в интерьере, во внешнем и внутреннем плане города С., на основных этапах жизни героя: после окончания университета (примерно 25 лет), через год (26 лет), на следующий день, через три дня, через четыре года (30 лет), через несколько лет (35 лет).
Работа с текстом привела учащихся к следующим выводам: Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности — Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев — приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.
Ответы на вопросы, в которых была заложена ориентация на осознание проблематики произведения, свидетельствуют о том, что учащиеся, оканчивающие 10 класс, могут самостоятельно определить основные особенности стиля писателя (были названы правдивость, краткость, значимость художественных деталей, пейзажа, особая роль подтекста, использование «говорящих» фамилий, ирония, юмор, средства сатирического изображения и другие).
В данной статье мы показали только отдельные фрагменты уроков из системы обучения учащихся постижению авторской позиции как важной составляющей формирования читательской компетенции. Рассмотрение других средств выражения авторской позиции не входило в рамки нашей статьи.
Литература
- Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы, М., 1999
- Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. М., 1964
- Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественного произведения. М., 1983
Жирков Дмитрий Дмитриевич — аспирант кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск